Смотреть спектакли | Телеспектакли и спектакли видео смотреть онлайн
Добро пожаловать
Вход / Регистрация

Мещане (МХТ Чехова, 2007 г.)

Спасибо! Поделитесь с друзьями!

URL

Вам не понравился спектакль. Спасибо за то что поделились своим мнением!

К сожалению, только зарегистрированные пользователи могут создавать плейлисты.
URL


Добавлено пользователем AllTheater.RU в МХТ им. А.П. Чехова Театры Москвы
401 Просмотров

Описание спектакля

Жанр: Драма
Режиссер: Кирилл Серебренников
В ролях:
Бессеменов Василий Васильевич - Андрей Мягков
Акулина Ивановна, жена его - Алла Покровская
Петр, их сын - Алексей Агапов
Татьяна, их дочь - Кристина Бабушкина
Нил, воспитанник Бессеменова - Алексей Кравченко
Перчихин, дальний родственник Бессеменова - Владимир Краснов
Поля, его дочь - Екатерина Соломатина
Кривцова Елена Николаевна - Евгения Добровольская
Тетерев - Дмитрий Назаров
Шишкин - Сергей Медведев
Цветаева - Юлия Чебакова
Степанида - Мария Зорина
Доктор - Олег Мазуров
Музыканты - Сергей Родюков, Ольга Демина, Владимир Нелинов, Владимир Кудрявцев, Тарас Куценко
О спектакле: И “Мещане” Горького в начале прошлого столетия были “новой драмой”. Но с первой постановки пьесы в МХТ в 1902 году – есть свидетельства – автор ушел со словами “Вот скучища-то!”. Впрочем, о той старинной постановке нынешняя публика ничего не помнит. Зато постановку “Мещан”в БДТ, шедевр Георгия Товстоногова, мало кто не видел хотя бы по телевизору и потому предавался в зале МХАТ имени Чехова сравнению. Мне это занятие быстро надоело, так как конфликт поколений горьковских Бессеменовых в постановке Серебренникова подан в совершенно новом ракурсе.
Спектакль подкупает тем, как ощутима и нервна работа его создателей. На него стоит идти и смотреть хотя бы для того, чтобы увидеть, как бесподобно после долгой паузы в их легендарной актерской биографии играют Андрей Мягков и Алла Покровская роли “стариков” Бессеменовых.
Рядом с ними младшее поколение лепит образы менее ровно, но с редкой отдачей. Стоит услышать, как дом Бессеменовых оживает и превращается в оркестр звуков с помощью музыкантов небезызвестного “Пан-квартета” (давно уже выросшего из рамок квартета), которые здесь же, на сцене, подхватывают любой звук – от скрипа половицы до стона и вздоха его обитателей. У этого хора голосов и шумов есть свой регент и солист – певчий Тетерев в мастерском исполнении Дмитрия Назарова. Здесь он своего рода “человек от театра”, местный философ и провидец. Именно ему принадлежат пророческие слова “не беспокойся, твой сын воротится, он не уйдет далеко от тебя”, обращенные к Бессеменову-отцу, переживающему уход сыновей своих – родного Петра и приемного Нила.
Петр (Алексей Агапов) в отличие от незабвенного розовского героя Олега Табакова не только не порубит шашкой страшноватую мебель, которую сценограф Николай Симонов со скрупулезной точностью воссоздал, с той лишь поправкой, что родом она из пятидесятых годов прошлого века, но еще и спрячется в родительском шкафу от надвигающихся перемен. Он не переступит через отца, который повалится сыну в ноги, не желая отпускать от себя (сцена, сыгранная Мягковым с предельным накалом), – это поколение более не ходит по трупам, но Петр выбирает вид фронды легкий и самый безопасный – безучастие.
Спектакль Серебренникова сложносочиненный, многие перипетии текста вырастают здесь в отдельные мизансцены. Его населяет сонм символических образов. Он пронизан горечью от необратимости, с которой наши оттепели сменяют застойные зимы, но в нем хватает места для радости. Так спектакль, который репетирует молодое поколение “для солдатиков”, становится своеобразным парафразом на пресловутую “самодеятельность” шестидесятых. Учительница Цветаева (Юлия Чебакова) старательно несет западную культуру в массы, то топорно репетируя “Сезара де Базана”, то вручая от коллектива школы заморские фрукты, апельсины из Марокко, Татьяне, чуть было не покончившей с собой дочери Бессеменова. “Да-ди-дам”, – напевают молодые обитатели и гости бессеменовского дома: предчувствие свободы уже кружит им головы и, размахивая фонариками, они идут по верхнему мостику-коридору, который нависает над сценой. Но по тому же коридору со зловещим шумом, похожим на трепет крыльев, передвигаются закутанные в черное фигуры, которые в сцене отравления Татьяны толпой слухачей и доносчиков налетят на дом Бессеменовых. Красавица Татьяна (Кристина Бабушкина) здесь существо наиболее страдающее, она – Корделия, так и не замеченная Лиром. Лишь на минуту просыпается в Бессеменове любовь к ней из-за страха, что вот-вот он потеряет дочь: сцена отравления Татьяны – кульминационная в спектакле. Но все обойдется, и отец, как и мать, снова будет ранить дочь обидными придирками.
Кирилл Серебренников возвращает изначальное значение слову “мещане”, которое именно из-за Максима Горького, культового писателя соцреализма, с легкой руки его апологетов приобрело бранчливый характер. Речь о горожанах, жителях провинциального города, и то, что спектакль играют актеры по преимуществу нестоличные, родом из разных уголков России, придает ему особую правдивость.

Написать комментарий

Выполните вход или зарегистрируйтесь для отправки комментария.

Комментарии

Комментариев нет.
  • Одноклассники
  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Твиттер
  • Гугл плюс
RSS