Смотреть спектакли онлайн бесплатно в хорошем качестве, телевизионные спектакли можно смотреть без регистрации и смс. Смотрите спектакли онлайн на ВидеоПортале AllTheater.RU прямо сейчас!
Добро пожаловать
Вход / Регистрация

О сценической речи

Сравнительный анализ жизненной и сценической разговорности позволяет сформулировать особенности сценической речи и выявить ее основные закономерности.
Как и в жизни, разговорная речь на сцене многообразна, красочна и выразительна. Стертость, интонационная бедность, неразборчивость — лишь одно, отнюдь не самое главное проявление бытовой разговорности, которой, напротив, свойственна полнозвучность, разнообразие и яркость.
Для сценической речи, как и для жизненной, закономерна интонационная вариативность со всеми ее показателями. Главным фактором, создающим и определяющим интонационную структуру речи, является целенаправленное действие в конкретных условиях и ситуациях общения.
В отличие от жизненной разговорности на сцене обязательны дикционная чистота, четкость и разборчивость речи. В отличие от жизненной разговорности, сценическая речь требует строгого соблюдения норм и правил орфоэпии.
Пожалуй, главной проблемой сценической речи, далеко не раскрытой в теории и практике, является неверное или, во всяком случае, недостаточно четкое представление о речевом действии.
Речь — процесс многофункциональный, подходить к нему можно с разных точек зрения. Однако главная функция речи — коммуникативная, функция общения между людьми. Речевое общение, как правило, не бывает самодовлеющим. Оно часть более сложной деятельности общения, средство достижения внеречевой задачи, средство воздействия, средство организации деятельности людей.
Общение — непременное условие жизни и деятельности человека. В широком смысле процесс общения есть «не только и не столько взаимодействие людей в обществе, сколько взаимодействие людей как членов общества». Общение, таким образом, можно рассматривать как внутренний механизм жизни коллектива. Общение — всегда действие, даже если это отказ от общения, равнодушие, индифферентность.
Активность и пассивность, желание говорить с другим и отказ от общения, стремление к контактам и уход от них, оживленный спор и упорное молчание — все это формы взаимодействия, общения человека с миром, в котором всегда есть определенное содержание, информация о личности и ее отношениях с действительностью, конкретная цель.
Вся жизнь в этом плане есть совокупность общественных и личностных отношений, выраженных в тех или иных речевых поступках, то есть в том, что школа Станиславского называет «словесным действием».
Словесное действие — явление сложное. Его можно представить себе как многослойный взаимосвязанный процесс общения, в котором единственно необходимое содержание получают слова текста.
Значение слов многообразно, а их реальный, единственный внутренний смысл в любом сценическом столкновении индивидуален, конкретен, неповторим и определяется задачами данного действия в данных условиях и обстоятельствах общения.
Слово, имеющее привычное значение, — например, отрицание «нет»,— может иметь бездну оттенков, решать разные действенные задачи, выражать разный смысл. В конкретной ситуации этим словом можно попросить, отказать, предупредить, попытаться добиться сочувствия или помощи, постараться разрушить или наладить отношения.
Пожалуй, важнейшая проблема речевого общения состоит в раскрытии его сложной структуры, в которой всегда наличествует содержание и взаимоотношения, текст и подтекст. Надо подчеркнуть, однако, что человек понимает речь партнера через призму своего восприятия, выступая не как пассивный приемник информации, а как активно действующая личность.
Восприятие, понимание, оценка находятся в тесной зависимости от собственного опыта человека, определяются во многом его личными оценками и всегда ощущаются как объективные «в своем смысле», в зависимости от контекста.
«Значение» и «смысл» высказывания связаны между собой неразрывно, как два уровня единого процесса речевого взаимодействия. Их соотношение представляет собой связь объективных и субъективных процессов. Значение объективно, но оно конкретизируется, воспринимается и оценивается человеком по-разному в разных условиях общения. В то же время смысл гораздо объемнее значения, он многогранен, шире, глубже, точнее отражает действительность.
В соотношении «значений» и «смыслов» скрыта и многозначность нашего прочтения романа или пьесы.
Авторский смысл может быть много мысленным, а для читателей восприниматься в разных планах. Время меняет внутренние соотношения, выдвигает на первый план иные проблемы, заостряет по-новому темы.


Написать комментарий

Выполните вход или зарегистрируйтесь для отправки комментария.

Комментарии

Комментариев нет.

Похожие статьи

RSS